Ассертивность
Ассертивность – способность отстаивать себя, уверенно говорить «нет», при этом уважительно относясь к собеседнику, – является своего рода золотым стандартом эффективного поведения в рабочей обстановке и повседневном бытовом общении. Но подчас провести границу между уверенностью в себе и агрессивностью не так просто.
Тем не менее существуют определенные правила, придерживаясь которых можно достичь своих целей, сохранив при этом лицо.
Скрытая агрессия – это еще не ассертивность.
Агрессивность – это не только нападение на другого человека, но и симметричный ответ тому, кто нападает на вас. Если вы поддаетесь искушению ответить своему «обидчику» его же оружием, вы рискуете провалиться в бездну агрессии, из которой потом трудно выбраться и восстановить твердую почву под ногами. Или если вы начинаете раздавать указания, предъявляете неоправданно высокие требования к окружающим, вы, по сути, становитесь на одну ступень с агрессорами. С другой стороны, если вы спокойны и уравновешенны, справедливо просите сотрудников придерживаться их компетенции вместо того, чтобы жестко этого требовать, скорее всего, вы на правильном пути. Мягкий, дипломатичный импульс, который вы сообщаете коллегам и который позволяет им самим сделать первый шаг, всегда вызывает уважение и благодарность. Это признак того, что вы хороший лидер, который является ассертивным, но не агрессивным.
Слушать себя и других
Принципиальное отличие между ассертивностью и агрессивностью – это осознанность. Когда рабочая обстановка накаляется и вам кажется, что пришло время проявить настойчивость, попробуйте сделать паузу и задать себе несколько вопросов: «А не переступлю ли я своими словами и/или действиями черту? Если я сейчас промолчу, действительно ли это как-то ущемит мои права? Затрагивает ли эта ситуация мои карьерные цели или мои чувства?» Развивая такую наблюдательность, вы сможете увеличивать внутреннюю дистанцию между чувствами, возникающими в ответ на конфликтную ситуацию, и поступками, которые вы в связи с ними предпринимаете.
Уважение вызывают уверенные, но не агрессивные люди – те, кто действует не под влиянием сиюминутных эмоций, кто глубоко осознает свои права и потребности, но при этом всегда учитывает потребностям окружающих и внимательно к ним относится.
Ассертивный руководитель: «вместе, но не вместо»
Ассертивность предполагает активное межличностное взаимодействие.
Агрессивные руководители, в сущности, транслируют своей команде следующее послание: «Существует два мнения: мое и ошибочное». Это очень похоже на позицию бунтующего подростка, но никак не начальника.
Ассертивные руководители спрашивают: «Сможешь выполнить это к среде?» Они дружелюбны, уверенны, слушают других и внимательны к настроению в коллективе. Ассертивный руководитель не стремится к самоутверждению и учитывает не только цели коллектива, но и возможности каждого члена команды: он будет пытаться включить в работу всех, в то время как сам будет незримо играть ведущую роль. Он скорее пригласит к сотрудничеству: «Почему бы нам не обсудить, как мы можем лучше объединить наши ресурсы?» – а не поставит перед фактом: «У меня есть опыт работы с этим, так что сделаем по-моему». Это принцип работы «вместе, но не вместо».
Признавать свои ошибки, но не зацикливаться на них
Ассертивность включает также умение грамотно распределить свое время, оценивать результаты своей деятельности и вовремя отказываться от проигрышной стратегии, даже если для этого придется признать свое поражение.
Естественная реакция, когда ваши идеи отвергают и начинают критиковать, – защищаться: либо нападая в ответ, либо закрываясь. Но только соглашаясь или хотя бы принимая к сведению озвученную в ваш адрес критику, вы сможете прийти к согласию и продолжить движение вперед. Помните, что, как правило, критика в рабочем пространстве направлена не против вас лично, а для достижения общих целей компании. Используя с этой точки зрения критику как инструмент для усовершенствования личной стратегии, вы сможете посмотреть на свои действия под новым углом и, вероятно, заметить то, чего не замечали раньше. Кроме того, перед глазами руководства в выигрыше всегда остаются те сотрудники, которые готовы идти на компромисс. И помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Быть спокойным, но не робким
Оборотной стороной тактичности, присущей ассертивным людям, может стать застенчивость. Где та грань, когда умение слушать и гибкость во взаимодействии с людьми начинают казаться робостью?
Если вы замечаете, что пытаетесь избежать конфликта любой ценой, приносите извинения там, где нет в этом необходимости, не можете отказать в выполнении сверхурочной работы, которая не входит в круг ваших обязанностей, вероятно, вы немного сбились с пути. Хорошая новость в том, что ассертивное поведение редко присуще человеку изначально, оно требует серьезной подготовки. И следуя нехитрым правилам, вы сможете выработать в себе уверенное, взвешенное поведение. Например, если вам предстоит важный разговор с начальством, подготовьтесь к нему заранее. Предположите, какие вопросы вам могут быть заданы, и проиграйте в своем уме возможные варианты ответов. Сформулируйте четко свои доводы и логику отстаиваемой точки зрения. Если у вас будут опорные точки в озвучиваемой аргументации и готовность отвечать на разного рода вопросы, даже самые неожиданные, весьма вероятно, что вы сможете не ударить в грязь лицом и произвести впечатление на руководство не только содержанием, но и формой подачи информации.
Помнить о целях: не только рабочих, но и жизненных
Как правило, на работе мы проводим большую часть своего времени, а потому от того, насколько комфортно мы себя там ощущаем, напрямую зависит и наше душевное состояние. Работа не должна являться гонкой на выживание. Едва ли у вас получится совсем избежать конфликтов, но, используя здравый, взвешенный, ассертивный, но не агрессивный стиль в работе, вы сможете более ловко обходить пресловутые офисные джунгли стороной и достигать своих карьерных целей.
Коментарі
Дописати коментар