Морфология современного русского языка. Повторение.

 1. Повторение

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. В школе при изучении морфологии одновременно изучается и правописание слов, т. е. орфография.

Назовите самостоятельные части речи, их значение и вопросы, на которые они отвечают, каким членом предложения могут быть.

Морфологических признаков частей речи. Повторение.

Часть речи

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Имя существительное

• Одушевленные — неодушевленное;

• собственное — нарицательное;

• род;

• склонение

• Падеж;

• число

 

Имя прилагательное

• Качественное, относительное или притяжательное;

• полное или краткое (у качественных);

• степень сравнения (у качественных)

• Падеж;

• число;

• род

 

Имя числительное

• Простое, составное или сложное;

• количественное или порядковое;

• обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)

• Падеж;

• число (у порядковых);

• род (у порядковых)

 

Местоимение

• Разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное;

• лицо (у личных)

• Падеж;

• число, род (имеют не все местоимения)

 

Глагол

• Вид;

• переходность;

• спряжение

• Наклонение;

• время;

• число;

• лицо или род

Наречие

• Неизменяемость

 

 2. Выполнение упражнений

1. Склонение существительных

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа и существительные общего рода — это когда можно сказать и про мужчин, и про женщин.

Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончанием -о/-е, а также среднего рода с окончанием -о/-е.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже.

Упражнение 1. Запишите слова, определите род и склонение, обозначьте окончание слов.

Мужчина, домище, человечище, роскошь, баня, дорога, страна, радость, машина, трудяга, забияка, горечь, гений, слово, дело, море, сирень, варенье, автор, блажь, герой, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, лазурь, злюка, вещь, быль, неряха. 

2. Переходность глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

  • встретить (кого?) подругу;
  • нарисовать (что?) картину.

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

  • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
  • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

  • не знал (чего?) адреса;
  • не услышал (чего?) названия.
  • 4. Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).
  • Упражнение 2. Составьте предложения, использовав словосочетания с переходными глаголами. Объясните, почему эти глаголы - переходные.
  • Написать книгу, ощущать холод, слышать шум, благодарить родителей, гладить одежду, предпочитать чай, водить машину, не пить воды.
  • Упражнение 3. Проспрягайте глаголы: 
  • Петь, выбрать, расти, пилить, купить, держать.
  • Упражнение 4. Запишите текст, определите части речи.
  • Наша семья владела небольшим поместьем в Ноттингемшире; я был третьим из пяти сыновей. Отец отправил меня, четырнадцатилетнего, в колледж Св. Эммануила в Кембридже, и на протяжении двух с половиной лет я усердно грыз гранит науки. Однако моему отцу, имевшему весьма скромное состояние, стало трудно оплачивать обучение, и он забрал меня из колледжа. Было решено продолжить мое образование у мистера Джеймса Бетса, знаменитого лондонского хирурга. Там я и прожил следующие четыре года. 
  • Упражнение 5. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Подчеркните члены предложений.
  • Как все ликует
  • Поет звенит!
  • В цвету долина
  • В огне зенит!
  • Трепещет каждый
  • На ветке лист
  • Не молкнет в рощах
  • Веселый свист.
  • Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните именные части речи как члены предложения.

    Только кукушка своего гнезда не в..ет. Дом вести — не лапти пл..сти. Дом (не)велик, да лежать (не) велит. Домом не управил — так и волост.. ю не управить.

  • Упражнение 7. Составьте предложения, в которых данные слова выступали бы в роли разных членов предложения.

    Инженер — в роли подлежащего, сказуемого, дополнения. Учиться — в роли сказуемого, подлежащего.

    Мужественный — в роли определения, сказуемого.



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

5 клас, зарубіжна література. Прислів'я, приказки, загадки Практичний урок.

5 клас, зарубіжна література. Мандрівні сюжети. Момотаро, або хлопчик-персик.

8 клас, зарубіжна література. Основні літературні епохи, напрями, течії. Практичний урок.