Даем ли мы право нашим ученикам писать?
Джулия Кэмерон. Право писать.
Небо сегодня сходит с ума. Буйный ветер гонит мрачные тучи, дождь еще не льет, но жалит жесткими каплями. На западе закат – тонкой полосой абрикосового шелка вдоль горизонта, будто пеньюар Кэрол Ломбард – бесстыжий, мягкий, манящий. Весь сегодняшний вечер – как сладкое предвкушение любовной связи. Вот засверкали молнии, вонзаясь в землю, будто мультяшные мечи – острые, ярко‑золотые – вроде тех, какие рисуют античным богам в анимационных фильмах по греческой мифологии. Если писать об этом вечере достаточно долго, он начинает заигрывать со мной: «Пойди покатайся верхом, пока не стемнело». – «Нет, а вдруг гроза». – «Останься дома с книгой. Экий прекрасный, ненастный вечер – но как пропустить такой закат? Сходи погляди!» – «Ни за что! Там же молнии…»
Небо сегодня сходит с ума. Буйный ветер гонит мрачные тучи, дождь еще не льет, но жалит жесткими каплями. На западе закат – тонкой полосой абрикосового шелка вдоль горизонта, будто пеньюар Кэрол Ломбард – бесстыжий, мягкий, манящий. Весь сегодняшний вечер – как сладкое предвкушение любовной связи. Вот засверкали молнии, вонзаясь в землю, будто мультяшные мечи – острые, ярко‑золотые – вроде тех, какие рисуют античным богам в анимационных фильмах по греческой мифологии. Если писать об этом вечере достаточно долго, он начинает заигрывать со мной: «Пойди покатайся верхом, пока не стемнело». – «Нет, а вдруг гроза». – «Останься дома с книгой. Экий прекрасный, ненастный вечер – но как пропустить такой закат? Сходи погляди!» – «Ни за что! Там же молнии…»
Когда пишешь, не обязательно всегда знать, чем все
закончится. Да‑да, в школе нас учили излагать мысли ровными рядами – как будто
они так и появляются у нас голове. Будто мы так и думаем. Манера письма,
которой нас учат в школе, – ободранная, обобранная на все хромированные
детали, обезличенная проза. В отличие от сегодняшнего вечера, в ней не бывает
сверкающих молний и уж точно никаких облаков‑пеньюаров Кэрол Ломбард.
Писать в такой «грамотной» манере – как смотреть кино,
которое уже видел. Можно восхищаться его качеством, но неожиданные повороты
сюжета уже не заставят нас холодеть от ужаса, рыдать от избытка чувств или
открывать рот от изумления. Чтобы добиться всего этого, иногда писать нужно
«плохо». Плохие тексты – особенно когда они хороши – подобны уличной пицце в
Нью‑Йорке. Иногда тесто слишком сухое, иногда не вполне пропеченное, но вкус ее
великолепен. Она ароматна. Остра. Сочна.
Поэтому, чтобы стать хорошим писателем, мне нужно быть
готовой писать плохо. Нужно дать своим мыслям и образам быть такими же
противоречивыми, как и вечер, что пускает фейерверки за окном. Иными словами,
впустите в произведение все – каждую мелочь, что привлекает ваше внимание.
Разберетесь потом – если понадобится.
Коментарі
Дописати коментар